Индийские бобы и турецкие огурцы

Привет дорогие читатели

Любительницам ирландского вязания представляю лучшие старинные мотивы знаменитых ирландских мастериц.

Майра Тринор об истории кружев г.Клонс

Ирландские кружева

Кружево Клонс — это ирландское кружево, названное именем города, где его продавали и развивали технику вязания на протяжении приблизительно 150 лет.

Кассандра Хенд, жена метного священника ирландской церкви предложила жителям города плести кружева, чтобы хоть как-то заработать на пропитание во время голода, который охватил регионт западного Фермана в 1847 году.

За короткий период времени почти каждая семья в этой местности занималась вязанием кружев, поставляла их на рынки Дублина, Лондога, Парижа, Рима и Нью-Йорка. Вскоре город Клонсстал наиболее важным центром кружевоплетения на севере Ирландии, а город Корк — на юге.

Мужчины тоже вязали!

Несмотря на то, что кружевоплетением в большинстве случаев занимались девушки, мужчины тоже вязали, хотя многие все же отдавали предпочтение раболте на земле или помогали женщинам по хозяйству. Помню как-то вечером, когда я сидела за вязанием, ко мне зашел местный житель по имени Сирикус МакФилипс и выгооврил мне за слабое освещение в конате и то, как близко к глазам я держу изделие. Он повендал мне, что в молодости тоже занимался вязанием крючком вместе со своим братом Реймондом, а их мать была отменной кружевницей.

В районе Росли жил Френсис Джеймс Сонна всеми известный как профессионал в вязании. Еще будучи мальчиком, он вязал розы и трилистники для изделий своей матери. Я очень удивилась, когда недавно услышала, что еще один местный активист Джим Флин тоже когда-то занимался этим делом. Он связал своей племяннице платье для первого причастия. Этому мастерству Джима научили мать и сестра.

Нитки для вязания

По традиции, кружева Клонс обычно вяжут белыми или серовато-бежевыми нитками. Хотя серовато-бежевые нитки не трудно было приобрести, их делали в домашних условиях путем замачивания ниток в чае. Как-то Тесси Леонард рассказывала мне, что в 1930-х и 1940-х годах ее тетя Джейн вязала черные блузки, ненесмотря на то, что с черной нитью очень тяжело работать — ее почти не видно.

После того как во времена Второй мировой войны разбомбили завод по производству льняных нитей, в некоторых местностях стали использовать окрашенные мулине. Эти нитине такие прочные как льняные и на ощупь они не такие «хрустящие». В военные дни нитки стали дефицитом и поэтому в своих изделияъх вязальщицы вынуждены били использовать для декорирования сетки простое пико вместо витого.

Одной из причин, почесу мастерицы перестали вязать узелком Клонс, было то, что на это шло много ниток, хотя в то время сетчатые мотивы уже давно вытеснили рубчатые. По традиции для соединения мотивов или вязания квадратов все члены нашей ментной гильдии используют тонкие нити мулине № 40, а для заполнения мотивов еще более тонкие № 50.

В начале прошлого века рукодельницы пользовались мулине № 20 и такими же тонкими крючками, но в наше время таких ниток и крючков уже не найти, поскольку в 1960-е годы популярность набирают шелковые нити.

Некоторым людям нравится вязать шелковыми нитями, так как они более прочные, хотя, мулине намного мягче. В начале ХХ века шелковую нить очень часто использовали для вязания крючком, иногда это делают и сейчас, но поскольку эта нить достаточно толстая, то процесс вязания становится намного сложнее. Для своих изделий вязальщицы подбирают нитки разнообразных цветов, в зависимости от модных тенденций, тем не менее, традиционные белый и серовато-бежевый цвета остаются наподвластны времени.

Вязальные крючки

Говорят, что первые крючки для вязания кружева делали из проволоки. Позже, когда кружевоплетение превратилось в своего рода промышленность, крючки можно было приобрести в упаковке из десяти штук в лавках города Клонс, точно так же как иголки. В период мировых войн, когда стальные крючки купить было практически невозможно, местные жители возвращаются к изготовлению прежних крючков из швейных иголок (такие крючки делали во время великого голода в Ирландии, их еще называли «крючки времен голода»).

Джон МакЭлрой был известным крючковым мастером в графстве Монахан. Джон работал часовщиком и имел множество необходимых инструментов для изготовления крючков. Посредством часовых инструментов он изгибал задний конец швейной иголки, получая, таким образом, вязальный крючок. Все известные мне вязальщицы старшего поколения из графства Фермана пользовались крючками именно Джона МакЭлроя. Для удобного держания крючка вязальщицы вставляли его в тростниковую рукоятку. Некоторые мастерицы, такие как, например, Нэн Колфилд, наматывали на рукоятку мягкую веревку или шерстяную нить, потом нагревали в печи основу крючка и вставляли ее в рукоятку, чтобы таким образом сделать ее прочнее. В других семьях для смягчения тростины ее клали в кастрюлю с кипящей картошкой и только после этого вставляли в нее крючок.

Хью Доран вспоминает, как в детстве наблюдал за вязанием своей бабушки Бриджит МакГиннити. Они жили в г.Ноканер, что находится между городами Скотстаун и Росли. Ее сын Джимми занимался изготовлением вязальных крючков. Он разбивал игольное ушко и насаживал иголки на палочки для леденцов, которые пред эти хорошо высушивал возле печи. После этого Джимми складывал вместе две стороны палочки, чтобы крючком было удобно вязать. Пэт МакМагон делал вязальные крючки для своей сестры Тесси и матери Кейт, используя большой кремневый камень для срезания игольного ушка. Сейчас из-за своего преклонного возраста и инвалидности Пэт этим делом больше не занимается. Возможно он последний из старых крючковых мастеров.

Пожилые вязальщицы, которые всю свою жизнь держали в руках самодельные крючки, не могут привыкнуть к стальным. Благодаря этим самодельным крючкам вязание получается мягким и неплотным, в то время как изделие связанное стальным крючком более тугое. Недавно Тесси Леонард «опробовала» один из крючков Пэта МакМагона, подаренный нами в коллекцию крючков Американской гильдии любителей вязания крючком. По ее словам это «очень хороший крючок, который замечательно захватывает нить». Она объясняет, что именно головка крючка делает его таким особенным.

Такие же вязальщицы, как и я, которые учились вязать стальными крючками, не могут вязать самодельными «крючками времен голода». Впервые я услышала такое их название от Президента гильдии ирландских кружевниц Мэри Коулмен. В коллекциях американских женщин я также встречала очень красивые крючки из слоновой кости и с богатым украшением. Нэнси Неринг из Общества любителей вязания крючком (США), которая является авторитетом в области различных видов вязальных крючков, была просто в восторге от элементарности ирландских самодельных крючков. Клонские «крючки времен голода» очень простые и по внешнему виду видно, что ими долго пользовались. Как заметила Нэнси, «они могут многое рассказать».

Об истории ирландских кружев из первых уст

После картофельного голода кружевоплетение стало для большинства ирландских семей основным способом заработать на хлеб. В Х1Х веке часто наставали периоды острой нехватки продуктов питания, а это ремесло давало возможность дополнительного заработка в тех местностях, где одного лишь животноводства было недостаточно, чтобы прокормить семью. Боясь повредить руки, кружевницы, как правило, не занимались сельским хозяйством, однако им позволялось выпасать скот, поскольку это занятие можно было совместить с плетением кружева. Энни Кесиди из графства Фермана всегда браала с собой вязание, когда отправлялась выпасать скот.

Для многих семей кружевоплетение стало достаточно прибыльным бизнесом и некоторым даже удавалось купить целую ферму за деньги, полученные от продаж вязаных изделий. Следовательно, маленьких девочек ценили больше чем мальчиков, так как они с возрастом становились вязальщицами и вязальный крючок давал им, уже женщинам, чувство собственного достоинства.

О фермерах из городка Росли говорили как о «наихудших во всем графстве, поскольку там мужчины занимались домашней работой, в то время как их женщины вязали». Это свидетельствовало о том факте, что маленькие смешанные фермерские хозяйства региона не давали достаточно средств для содержания семьи. Кружевоплетение было частью общества. Женщины ходили к друг другу на посиделки вязать, а мужчины в то время играли в карты. Как однажды заметила Тэсси Леонард: «Без вязания в гости не пойдешь!» Вязаные кружева были особенно популярны в районах со скудной почвой, т.к. за вырученные от продажи кружев деньги крестьянская семья могла купить себе необходимые продукты питания. По словам одной опытной кружевницы, у вязальщиц кожа рук всегда должна была быть очень мягкой, за исключением левого указательного пальца. Для того чтобы приучить этот палец к вязальному крючку его немного прижигали, тем самым делая тверже.

Во время Второй мировой войны девушек-мастериц переманивали на военные заводы, где тогда не хватало ловких рук. Атмосфера заводского цеха казалась более захватывающей. Нэн Колфилд вспоминает что тех, кто оставался дома унизительно прозывали «подгорелые вязальщицы», поскольку они всегда вязали у камина. К этому времени вязание уже не считалось столь «модным» занятием, хотя еще двадцать лет назад это ремесло было «путевкой» для изучения дизайна в Дублине.

В Клонсе полно старых образцов кружева, множество из которых является фамильными ценностями.

Метки текущей записи:

,
 
Статья прочитана 1707 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

Здесь вы можете написать комментарий к записи "Индийские бобы и турецкие огурцы"

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Внимание: все отзывы проходят модерацию.

Последние Твитты

Архивы

Читать нас

Связаться с нами